Молитва при посещении могилы в исламе. Можно ли читать Коран у могилы? Какую суру читать перед компаниям могилы


Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Чтение аятов и сур Корана у могил умерших мусульман разрешается и вознаграждается. Господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):

إذا مات أحدكم فلا تحبسوه وأسرعوا به إلى قبره وليقرأ عند رأسه فاتحة الكتاب وعند رجليه بخاتمة البقرة في قبره

Когда человек умирает, не держите его тело долго в доме. Поторопитесь похоронить его и прочитайте суру «Фатиха» у изголовья могилы и последние аяты суры «Корова» у его ног. (Байхакы. Шуаб-уль-иман. – № 8986)

В сборниках «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима приводится сообщение о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо двух могил, и Аллах дал ему знать, по какой причине наказаны их обитатели. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим сподвижникам о наказании и сказал, что это произошло вследствие двух привычек, которые представляются незначительными (хотя для Аллаха они имеют большое значение). Один из умерших наказан за сплетни, а второй – за пренебрежение очищением после мочеиспускания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пожалел их. Он попросил дать ему две свежих ветки дерева и установил по одной из них на каждой могиле:

– Быть может, это смягчит их наказание, пока эти ветки не высохнут (поскольку ветки и листья возносят хвалу Аллаху).

Комментируя данное сообщение, имам Навави (милость ему Аллаха) писал:

واستحب العلماء قراءة القرآن عند القبر لهذا الحديث لأنه إذا كان يرجى التخفيف بتسبيح الجريد فتلاوة القرآن أولى

Вследствие данного повествования теологи рекомендовали читать Коран у могил. Если есть надежда на то, что даже ветки могут смягчить могильное наказание, то чтение Корана будет иметь еще большее воздействие. (Комментарий Навави к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 3, стр. 202)

Если говорить о хадисе, который вы приводите, он не относится к чтению Корана у могилы и не порицает это действие. Хадис призывает к тому, чтобы не только в мечети, но и дома читали Коран и творили добро. Это высказывание имеет следующий вид:

لا تجعلوا بيوتكم مقابر، إن الشيطان ينفر من البيت الذي تقرأ فيه سورة البقرة

Не превращайте свои дома в кладбища. Шайтан сбегает из дома, где читают суру «Корова». (Насаи. Ас-сунан аль-кубра. – № 7961, передал Абу Хурейра)

Фраза «не превращайте свои дома в кладбища» означает то, чтобы человек не лишал свой дом благих дел, будто это могила, в которой умершие ничего не могут поделать.

Если говорить об этикете (адабах) посещения кладбища, имеются следующие, основанные на хадисах, нормы:

а) Входя на кладбище, поприветствуйте салямом обитателей могил, произнеся слова, которые приводятся ниже. Как передавал господин Бурейда (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал сподвижников приветствовать обитателей могил следующими словами:

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ لَلَاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

Ассаля́му алейкум ахляд-дия́ри миналь-му-мини́на валь-муслими́н, ва инна́ ин-ща́-Алла́ху ляля́хыку́н. Ас-алюл-ла́ха ляна́ ва лякумуль-а́фия.

Мир вам, верующие, мусульмане, обитающие в этих пристанищах. Мы скоро встретимся с вами, если пожелает Аллах. Прошу у Аллаха отрады для вас и для нас. (Муслим. Сахих. – № 975)

б) Не сидите на могилах. Господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

لأن يجلس أحدكم على جمرة فتحرق ثيابه، فتخلص إلى جلده، خير له من أن يجلس على قبر

Вам лучше сидеть на горящем угле, который прожжет одежду и обожжет кожу, чем на могиле. (Муслим. Сахих. – № 971)

в) Не ходите по могилам. Как сообщал господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لأن أمشي على جمرة، أو سيف، أو أخصف نعلي برجلي، أحب إلي من أن أمشي على قبر مسلم

Я бы лучше прошел по горящему углю, мечу или чинил сандалии ногами, но не пошел бы по могиле мусульманина. (Ибн Маджа. – № 1567)

Кладбище – это место, которое достойно уважительного отношения, поскольку здесь покоятся верующие. В этом месте не следует заниматься пустой и мирской болтовней, и нужно помнить о перечисленных нормах поведения.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q528

Вопрос: У меня есть несколько вопросов относительно посещения кладбищ:


1. Хотелось бы узнать – какой метод посещения кладбищ соответствует Сунне: какие суры и дуа следует читать, в какие дни это лучше делать и т.д.?


2. У меня есть привычка регулярно посещать могилу своего отца. Я совершаю это как желательное действие с надеждой на вознаграждение – правильно ли я поступаю?


3. Есть ли доказательства из Сунны, что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение посещать могилы?


4. Можно ли приносить цветы на могилы, и какие добрые дела мы можем сделать для умерших?


Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

1. Что касается правил посещения кладбища:

Можно посещать кладбище в любое время, однако предпочтительно совершать это в пятницу, находясь при этом в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Если человек находится в состоянии джанаба (большого осквернения), ему нельзя читать Коран в таком состоянии, даже если он не прикасается к Корану. Тем не менее, посещать кладбище в таком состоянии ему разрешается, и он может читать дуа.

Когда человек заходит на кладбище, ему следует вначале поприветствовать обитателей могил, сказав им:

السلام عليكم دار قوم مؤمنين ، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون


«Мир вам, о, обитатели могил из числа верующих. Мы тоже присоединимся к вам по воле Аллаха».
(Раддуль Мухтар, т. 2, с. 242).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в хадисе:

من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ ، وكان له بعدد من فيها حسنات


«Если кто-то входит на кладбище, читая суру Ясин, Аллах облегчает наказание (в могиле) в это время, и вознаграждение распределяется по числу людей (в могилах)» .
(Шарх ас-судур фи ахваль аль-маута валь-кудур ли Суюты, с. 304)

Однако, если это представляет трудность, можно прочитать следующие отрывки из Корана:

· Суру аль-Фатиха и первые пять аятов суры Бакара;

· Последние аяты суры Бакара;

· Суру аль-Мульк;

· Суру ат-Такасур;

· Суру аль-Ихляс три, семь, одиннадцать или двенадцать раз.

После чтения Корана следует просить Аллаха передать вознаграждение за чтение обитателям могил. Можно также сделать дуа для умерших во время посещения кладбищ:

وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي - وآمن الرسول - وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا ، ثم يقول : اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم .

(Раддуль Мухтар, т. 2, с. 242, Фатава Махмудийя, т. 9, с. 191).

2. Посещение могил действительно считается желательным действием (мандуб) (1) (2).

В посещении могил содержится множество пользы: посетитель вспоминает о смерти, о краткости своей жизни и бренности мирского (дунья). Умершие также получают пользу, поскольку посетители делают для них дуа и передают им награду за чтение Корана.

3. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение посещать кладбище аль-Бакы в Медине и делал дуа за тех, кто там похоронен (3).

4. Некоторые мусульмане приносят цветы на могилы умерших. Эта практика не имеет никакого основания в шариате. Это обычай неверующих людей – выражать таким образом свою скорбь или добрые чувства к умершим. Чтобы принести действительную пользу умершим, следует совершать ибадат (поклонение) и передавать им награду за него – например, читать Коран, держать посты или совершать желательные намазы; можно давать садаку от имени умершего. Эти действия будут полезными и принесут, иншаАллах, пользу умершим.

А Аллах знает лучше.

Асиф Умар,

Сухайл ибн Ариф,

Студенты Даруль Ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

قوله وبزيارة القبور) أي لا بأس بها، بل تندب كما في البحر عن المجتبى)

رد المحتار، ٢ / ٢٤٢

وفي هذا الحديث دليل لاستحباب زيارة القبور والسلام على أهلها والدعاء لهم والترحم عليهم

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах сказал: «Нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» (ан-Наджм, 39).

Это обобщенный аят из Книги Аллаха! А чтобы сделать из него какие-либо исключения, необходимы доводы из Корана и Сунны, а не просто слова каких-либо имамов, ведь ни чьи слова не могут конкретизировать или же обобщить тот или иной аят или же хадис!

Имам ‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Если кто-то совершил благодеяние ради Аллаха и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или мертвых, то до них эта награда не дойдет, поскольку «нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» . (Сура “Звезда”, 39) . И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и хадж” . См. «Фатау ‘Изз ибн Абду-Ссалям» 2/24.

Что касается упомянутых хадисов и сообщений, то нет среди них ни одного достоверного, а само упоминание просто источника, в которых они приводятся, не говорит ни о чем, а тем более о достоверности этих сообщений!

Вопрос. Можно ли читать Священный Коран от имени умершего, как это широко практикуется в мечетях или на религиозных мероприятиях (маджлисах, мавлидах)?



Ответ. Относительно пользы от чтения Священного Корана или отсутствия ее для покойного исламские богословы имеют разные мнения. Имамы Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторое ученые шафиитского и многие богословы первых поколений (саляф) считали, что воздаяние-саваб за чтение Корана доходит до покойного. Обосновывают они это хадисом: "Кто идет меж могил и читает "куль хува ллаху ахад" одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние-саваб умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]" (хадис от ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара). Также: "Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру "Ясин", то Аллах облегчит участь их [покоящихся на кладбище]" (хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара). Передается, что Абу Бакр Сыддык процитировал слова Пророка Мухаммада: "Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там "Ясин", тому будут прощены прегрешения".



Относительно мнения шафиитского мазхаба по данному вопросу имам ан-Навави говорил: "Наиболее известным мнением имама аш-Шафии является невозможность дохождения вознаграждения-саваба за чтение Корана до умершего, но некоторые шафиитские богословы говорили, что это возможно. Если человек читает, то по заключении пусть скажет: "О Всевышний! Доведи воздаяние-саваб того, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)".

Известный богослов аш-Шавкяни утвердительно считал, что "наиболее верным является дохождение до покойного воздаяния-саваба за чтение Корана от его имени, и это при условии, что прочитавший просит у Всевышнего доведение саваба до покойного, и, причем делается это с полной уверенностью в возможности, так как это - мольба-ду‘а. Окончательное решение, безусловно, определяет сам Всевышним".




Один из современных богословов Рамадан аль-Буты говорит по этому поводу следующее: "Мнение некоторых о том, что чтение Корана для умерших запретно (харам) не имеет под собой никаких канонических обоснований. Все исламские ученые прошлого и настоящего единодушны о канонической допустимости (машру‘) чтения Священного Корана от имени покойного. Разногласие их состоит лишь в том, "доходит ли вознаграждение-саваб до покойного или нет?" Наиболее вероятно, что оно доходит и полезно покойному.



Важно намерение и фактическое завершение чтения Корана мольбой-ду‘а о том, чтобы Всевышний довел вознаграждение-саваб до такого-то умершего или умерших. Результат же мольбы зависит от степени проявления милости и щедростиТворца".




Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:



مَنْ قَرَأَ يَس ابْتِغَاءَ وَجْهِ اللَّهِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ فََاقْرَؤُوهَا عِنْدَ مَوْتاَكُمْ .



"Кто прочитает суру "Ясин", стремясь к милости Аллаха и делая это только ради Него, тому будут прощены предшествовавшие прегрешения. Читайте ее рядом с вашими умершими [умирающими]" (хадис от Ма‘каля ибн Ясара; св. х. аль-Байхакы).



اِقْرَأُوا عَلىَ مَوْتاَكُمْ يَس .



"Читайте над (для) умершими [умирающими] "Ясин" (хадис от Ма‘каля ибн Ясара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, аль-Хаким).

Некоторые богословы считали: "Одной из отличительных черт данной суры является, облегчение и успокоение, приобретаемые в результате чтения ее в той или иной сложной ситуации. Можно предположить, что чтение данной суры облегчает выход души из тела умирающего, способствует низведению милости и благодати Всевышнего. И только Господу ведома истина".

Тасбих - восхваление и возвеличивание Господа.




В достоверном хадисе оговаривается, что за каждую прочитанную букву Священного Корана человек получает пред Всевышним десять единиц вознаграждения.



См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434. Также считали и многие другие исламские ученые-богословы. Смотрите, например, аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.], с. 84, 85, 91, 93.



См.: Аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.



См.: Аш-Шайбани Ахмад ибн Ханбаль. Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочивания свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т 4, ч. 8, с. 102.



То есть 112 суру Священного Корана.



Аль-‘Айни говорит: "Хадис передан Абу Бакром ан-Наджаром в книге "Ас-сунан". См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434. Этот хадис также цитируется Мухаммадом ибн Ахмадом аль-Куртуби в книге "Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира" на странице 85.



См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.

Упомянутые хадисы приводит также известный ученый Ибн Кудама в своей книге "Аль-мугни". См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]: В 15 т. Каир: Хаджр, 1992, т. 3, с. 519. О достоверности или недостоверности Ибн Кудама ничего не упоминает. Просмотрев разные своды хадисов я не нашел однозначного повествования об их недостоверности, но и в наиболее известных сводах хадисов они не встречаются. Можно сказать, что присутствие данных хадисов в авторитетных богословских книгах говорит о возможности их применения, но достоверность их далеко не однозначна.




См.: Ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия [Сборник ду‘а, собранный имамом ан-Навави]. Бейрут: ар-Рисаля, 1992, с. 278.



Из высказываний Пророка Мухаммада мы знаем, что обращающийся к Богу должен быть уверен, что мольба его будет услышана, так как для Всевышнего нет ничего невозможного. Безусловно, если обращающийся с мольбой упорствует в грехе и не чувствует за собой вины, и даже не думает каяться, и образ жизни его противоречит элементарным канонам веры, то вероятность принимаемости его мольбы-ду‘а значительно более низка, чем у праведника.



См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2, ч. 4, с. 100, 101.



Мнение о том, что читать Коран или делать любое другое благое дело от имени покойного, бесполезно и недопустимо, бытует обычно среди дилетантов. Обосновывают они свое суждение просто: в Коране есть аят, где сказано, что "человек получит воздаяние за совершенное им". "И только", - добавляют они.



Об ошибочности этого суждения, с точки зрения Священного Корана и Сунны, читайте далее.



См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 177-179.



Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8937, "сахих".



Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1344, "хасан".



См.: Аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва

Однако Муслим приводит нечто подобное в своем "Сахихе", Китаб ат-Тахара, хадис номер 584 (Рийяд: Дар ас-Салам, 1419/1998): Абу Хурайра сказал: "Посланник Аллаха подошел к кладбищу и сказал: «Мир вам, обитель верующих. Если Аллах пожелает, мы присоединимся к вам»".

5.
Существует множество хадисов, указывающих на это и даже целые книги были написаны с упоминанием этого хадиса, например, "Китаб ар-Рух" Ибн аль-Каййима, и "Ахваль аль-Кубур" Ибн ар-Раджаба, и "Шарх ас-Судур" ас-Суюти, и "Тазкира" аль-Куртуби, и "Китаб аль-Кубур" Ибн Аби Дунья.

В хадисе,


приводимом Табрани,

говорится, что Посланник

Аллаха (мир ему и

благословение) сказал: «Когда

умрет кто-либо из вас, несите

его скорее на кладбище и

читайте возле его головы суру

« Аль-Фатиха», а у ног - конец

суры «Аль-Бакара» (см.

«Итхаф», том 10, стр. 285).

Ибну Аби-дунья рассказал


хадис от Айши о том, что

Пророк  сказал: «Нет ни

одного человека, кто посетит

могилу своего брата и садится

возле него (могилы), кроме

как

тот (усопший) обрадуется ему

и ответит ему», т.е. усопший

отвечает живому, но живой не

слышит его.Сподвижники и их

последователи  единогласны

в том, что усопшие узнают

посетившего их могилу и

бывают рады ему »«Тафсиру

ибни Касир» том 3, стр. 439,

(толкование аята 52-53 из

суры ао-Рум.

Вопрос: Можно ли читать Коран у могилы? Вот, например, я каждую пятницу хожу на кладбище и читаю Коран возле могил своих родителей. Не раз слышал, что так делать нельзя и что даже это ширк. Скажите, это точно разрешено? И во всех ли мазхабах одинаковые мнения по этому вопросу? Слышал, что в мазхабе ханбалитов подобные действия запрещены. Ответьте, пожалуйста! (Аноним)

Ответ: В отношении чтения Корана у могилы среди ученых есть иджма, что не запрещено читать Коран у могилы и такой человек грешником не будет. Большинство из числа ученых ханафитов, шафиитов, ханбалитов высказались о желательности (мустахабб) таких действий. Они основываются на хадисе от Анаса ибн Малика (رضي الله عنه) что Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал:

من دخل المقابر فقرأ فيها (يس) خفف عنهم يومئذ و كان له بعددهم حسنات

«Если кто заходит на кладбище и читает там суру «Ясин», для них (умерших) в тот день облегчается наказание могилы, и тому, кто читал, будет хасанат (саваб) по числу умерших (похороненных на этом кладбище)».

Шейх Ад-Дардир из маликитов сказал: уляма «Мутааххирун» из маликитов последовали за мнением, что нет ничего плохого в том, чтобы читать Коран у могилы и делать зикр, и дарить саваб за чтение умершему. И иншаа Аллах ему «аджр» тоже будет. (Аш-шархуль кабир, шейха Дардира, т. 1, стр. 423.)

Ибн Кудама (из ханбалитов) сказал: «Любой «курбат», который человек делает, и саваб, который он дарит умершему мусульманину, на пользу умершему, инша Аллах». Далее он сказал: «Когда читается Коран возле могилы умершего и дарится ему саваб за это, для читающего будет саваб, и умерший как будто присутствовал при этом (при чтении Корана). Есть надежда, что ему будет милость. Наш далиль то, что мы ранее упомянули, и в отношении этого есть иджма мусульман; Потому что мусульмане в каждом веке, каждом городе собирались и читали Коран и дарили саваб умершим без порицания. («Аль-Мугни», Ибн Кудама, т. 2, стр. 225.)

Доказательством ученых в пользу того, что саваб «кыра’атуль Кур’ан» (чтение Корана) доходит до умершего, является то, что от имени умершего дозволено делать хадж, и ему за это саваб доходит. Потому что хадж включает в себя намаз, в намазе читается «Аль-Фатиха» и другие суры, то, что доходит в общем, доходит и по отдельности.

В заключении скажем, что в нашем ханафитском мазхабе никакого расхождения в вопросе дохождении саваба до умершего нет. Саваб за чтение Корана дойдет до умершего с позволения Аллаха, в особенности когда читающий делает дуа о дарении саваба умершему. Как отмечено выше, ученые других мазхабов также сошлись на этом.

و الله أعلم بالصواب

Шахобиддин хазрат